Карта сайта
14 марта 2019, 08:05

Образование – для всех, условия – для каждого

Председатель общественного совета федерального партийного проекта Единая Страна – доступная среда», Депутат Законодательного Собрания Новосибирской области Татьяна Есипова убеждена, что необходимо совершенствование нормативно-правовых документов, регламентирующих в регионе инклюзивное обучение детей с ОВЗ и инвалидностью

«Инклюзивное образование – это процесс совместного получения знаний, умений и навыков людьми, относящимися к категории граждан с особыми образовательными потребностями, прежде всего, в силу наличия ограничений возможностей по здоровью. Инклюзия позволяет особенным детям получить школьное образование, чтобы затем иметь возможности профессиональной интеграции в обществе. Не менее важны и другие плюсы инклюзии – расширение круга общения, который у многих детей с ограниченными возможностями здоровья ограничен ближайшими родственниками и другими посетителями центров реабилитации, развитие навыков коммуникации и социализации, а также способностей и талантов, которыми особые дети отнюдь не обделены», - рассказала Татьяна Есипова.

«К сожалению, чаще всего, внедрение инклюзии в образовательный процесс происходит формально. Всё зависит от отношения к данной проблеме руководителей образовательных организаций. Когда изыскивают возможность открывать ресурсные классы, принимать на работу тьюторов - это положительный момент. Однако в большинстве школ этого нет, что обусловлено, скорее всего, проблемами финансирования. Без решения этого вопроса положительной динамики не будет, равно как и без дополнительного образования в области дефектологии нынешних учителей. Им необходимы дефектологические знания, которые они могут получить на курсах повышения квалификации и переподготовки», - считает член Общественного совета партпроекта, руководитель ресурсного центра для инвалидов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет» Ольга Пискун.

Опыт нашего региона в инклюзивном обучении пока невелик. Инновационный проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области» реализуется в регионе с 2011 года. Три года назад утверждена Концепция развития инклюзивного образования в Новосибирской области на 2016-2020 годы.

В настоящее время в Новосибирской области проживает почти 25 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе почти 9400 – это дети-инвалиды. Более половины детей школьного возраста с ОВЗ обучаются инклюзивно. За семь лет участия в федеральной госпрограмме «Доступная среда» в Новосибирской области 67 общеобразовательных организаций оснащены необходимым оборудованием, обеспечивающим возможность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью непосредственно по месту их проживания, что составляет 7% от общего образовательных учреждений области. 310 образовательных организаций оборудованы пандусами и специальными туалетными комнатами для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, 816 – имеют специальные кабинеты для проведения коррекционной работы. По данным министерства образования, благодаря работе по обеспечению доступности услуг в сфере образования, фактически в 262 (27) общеобразовательных организациях созданы условия для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

«В настоящее время под инклюзивное образование подпадают только те дети, которым психолого-медико-педагогической комиссией показано обучение по инклюзивным программам. И вот ребенок приходит в школу, где должны быть созданы особые образовательные условия. Они предполагают не только индивидуальную программу, но и наличие тьютора, который будет сопровождать ребенка и помогать ему, создание адаптивной среды. А эти условия создавать никто особо не торопится. Дело ведь не только в наличии пандуса. Смысл пандуса, если дальше ребенок не может передвигаться? Если туалет не позволяет ребенку выполнить гигиенические процедуры, если он не может попасть в столовую, в кабинеты на других этажах, как это необходимо в старшей школе. Это что касается детей, имеющих опорно-двигательные нарушения. А вот детей, которые имеют ментальные нарушения, - их берут либо в специализированные школы, либо в обычные школы, но в выделенные специализированные классы, которые по факту являются обособленными от других детей. По большому счету, инклюзивная среда для них – это столовая, спортзал. Но инклюзия - это изменение среды под ребенка. Так что в большинстве случаев пока можно говорить только об элементах инклюзии», - считает Татьяна Есипова.

И все же, по мнению председателя общественного совета партпроекта, ситуация хоть и постепенно, но меняется: «При подведении итогов первого года «Десятилетия детства» педагоги и студенты НГПУ поставили вопрос о необходимости готовить для оздоровительных лагерей вожатых и воспитателей, которые умеют работать с детьми с различными нарушениями развития. То есть мы подошли не только к решению проблем оздоровления и образования, но и организации отдыха, досуга, общения детей-инвалидов, детей с особенностями развития. А это уже шаг вперед».

Ключевые слова: Доступная среда, Есипова
Ссылка для блогов