Зоя Родина: «Нужно больше доверять молодым, тогда и ответственность у молодежи вырастет»
«За» конструктивный диалог
— Зоя Николаевна, традиционный вопрос — почему вы решили пойти в политику?
— Я бы не назвала это «пойти в политику», потому что я рассматриваю должность депутата Законодательного собрания как управленца, руководителя, в первую очередь — как возможность пересмотреть несовершенные на практике законы, внести какие-то предложения, поработать с законотворческой базой.
— Вы решили войти в комитет по культуре и образованию. Выбор был сделан в соответствии с профилем деятельности?
— Я являюсь руководителем образовательного учреждения, отработала в системе образования 30 лет, поэтому, когда баллотировалась в депутаты, в своих планах я рассматривала именно комитет по культуре, образованию и молодежной политике. Поскольку эта сфера мне близка, я думаю, с профессиональной точки зрения мне надо начинать работу депутата Законодательного собрания с этой области, в которой я чувствую себя наиболее уверенно.
— С точки зрения депутата, какие законодательные инициативы вы сейчас можете и хотите предлагать?
— Это те вопросы, которые возникли после принятия нового закона об образовании. На этапе формирования в него было внесено очень много поправок, отдельные положения вызвали активное обсуждение в обществе и профессиональной среде, но на практике его статьи не всегда работают. Сейчас наиболее волнующие вопросы в сфере образования — это введение федеральных образовательных стандартов, организация школьного питания, вопрос оценки качества образования. И совсем недавно возник вопрос межведомственного взаимодействия сотрудников образовательных учреждений и, например, медицинских работников. Это разные ведомства, и между ними нужно выстраивать отношения.
— Оценивали ли вы, что можно отрегулировать на региональном уровне?
— Я работаю руководителем образовательного учреждения уже более 20 лет, поэтому вхожу в различные советы при министерстве образования. В настоящее время являюсь членом совета по реализации региональных проектов. Меня приглашали в оргкомитеты по разработке эффективных контрактов, то есть я принимала участие в решении вопросов сферы образования, которые рассматривались на уровне региона. Поэтому мне это направление близко, я думаю, что смогу принести определенную пользу в статусе депутата. И, естественно, как руководитель-практик я намерена вести конструктивный диалог со своими коллегами-руководителями, с коллегами, представляющими социальную сферу. А уже потом вырабатывать какие-то решения, предложения, проявлять инициативу в том или ином направлении.
— Когда вы перечисляли проблемы, в которых необходимо законодательное регулирование, назвали школьное питание. Что, например, можно сделать в этом направлении?
— Здесь возникает очень много проблем, в том числе организация льготного питания. Я считаю, что нужно более детально и подробно рассматривать статус льготной категории – кого можно к ней отнести. Не секрет, что сегодня у нас некоторые граждане получают заработную плату, не показывая полностью свой доход. Это первое направление.
Второе — это льготное бесплатное питание. Здесь тоже есть противоречия, потому что бесплатность мы понимаем так — четко на ту сумму, которая выделена, мы должны предоставить ребенку услугу: организация питания (одноразовое, двухразовое питание). Также есть проблема формы организации питания. В Бердске мы прошли через этап, когда была централизованная организация питания, и я, как руководитель, считаю, что здесь возникают вопросы и проблемы для директоров образовательных организаций. Когда ты полностью отвечаешь за питание, в штат входят сотрудники, которые его обеспечивают, то контролировать и отвечать за качество перед родителями проще. Тут, конечно, тоже есть проблемы вследствие того, что меняются санитарные нормы и правила: где-то помещение им не соответствует, где-то поточность. Вопросы есть, будем их обсуждать, будем изучать опыт тех учреждений, которые постепенно переходят на централизованную организацию горячего питания.
Нюансы оценки качества образования
— Какие еще проблемы сегодня актуальны для средней школы на региональном уровне?
— Сейчас и региональная, и муниципальные системы образования в нашей области достаточно передовые. Мы реализуем очень много проектов, которые в Центральной России еще только рассматриваются, в то числе – критерии оценки качества образования. Традиционная школа и большинство педагогов-руководителей раньше понимали это просто как мониторинг качества обученности детей, но все же это более широкое понятие. И хорошо, что сейчас общественность и педагоги приходят к пониманию того, что в первую очередь это условия: психологическая комфортность для ребенка, открытость образовательного учреждения, доступность процессов, проходящих внутри него.
Я полагаю, что в школах, вошедших в региональные проекты, уровень удовлетворенности, выше. Все-таки с этим мы поработали. Что касается дальнейших процессов, я думаю, что есть смысл обсудить на уровне региона создание муниципальных систем оценки качества образования. Сейчас эта работа уже ведется. Надеюсь, что тоже буду в этом активно участвовать.
— Какие критерии, на ваш взгляд, должны браться за основу в оценке качества образования?
— Один из критериев, который сегодня везде превалирует, это критерий качества обученности детей. Но здесь нельзя пользоваться только измерителями — ЕГЭ и какими-то внешними экспертизами. Нужно рассматривать все направления: оснащенность материально-технической базы, удовлетворенность всех участников образовательного процесса, профессиональный уровень педагогов — аттестации, повышение квалификации, изучать, с какой целью учителя их проходят — для самого факта получения аттестации или для применения полученных навыков на практике. Сюда же входит и государственное общественное управление, я считаю, что во многих учреждениях оно недостаточно развивается в нужном направлении, потому что большей частью используется формальный подход к вопросу. Не стоит забывать и открытость — это, естественно, сайты школ: они должны быть достаточно емкими, содержать не только формальную информацию о нормативной базе учреждения, сайт должен быть инструментом общения с родительской общественностью, социумом.
— На ваш взгляд, насколько объективно ЕГЭ оценивает качество образования?
— Если мы берем ЕГЭ только на уровне Новосибирской области, то здесь оценка объективная, но если говорить о России, то есть регионы, где результаты вызывают недоумение. Например, известная ситуация с русским языком, когда стобалльники приезжают поступать в университет — и в ходе учебы не подтверждают свои оценки. Получается, что не во всех регионах условия сдачи ЕГЭ одинаковы. Я считаю, что если где-то вызывает сомнения баллы, значит, должна быть альтернативная форма проверки знаний, особенно когда выпускники поступают в престижные вузы.
ЕГЭ — неплохая форма экзаменов, она должна совершенствоваться и далее, но нужна альтернативная форма сдачи экзаменов. Я, как учитель математики, могу сказать, что даже в этом предмете не всегда возможно проверить знания ребенка, его рассуждения, логику в тестовой форме.
— Альтернативная форма — какая?
— Например, традиционный экзамен. Если форма ЕГЭ, то тогда при поступлении в вуз они будут сдавать вступительные экзамены, в том числе собеседование. Да, частично это может быть тестирование, но нужны и другие формы. У ученика должно быть право выбора. Сейчас этот вопрос изучается в ряде регионов страны, и я полагаю, что будут изменения, потому что если есть противоречия, то они должны быть исключены, а система должна совершенствоваться.
Мотивация на интерес
— Недавно руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов поднял вопрос о том, что в 6—7 классах школ обычно идет провал по знаниям, по успеваемости. С чем это связано, на ваш взгляд, и как можно скорректировать ситуацию?
— В нашем учреждении мы это анализируем и с педагогами, и с родителями. В начальную школу дети приходят мотивированные, стараются учиться.5 класс — выход из начальной школы, очень тяжело проходит адаптация, ученикам нужно привыкнуть к другой системе уроков, ко множеству преподавателей. У них идет снижение показателей, но в этом возрасте для детей очень важна успешность в обучении. Я думаю, в этой ситуации нужно делать больший акцент на хорошее психологическое сопровождение в образовательных учреждениях, чтобы адаптация у ребенка проходила легче.
К тому же, по моему мнению, на ситуацию влияет отношение родителей и учителей: если 9 и 11 класс воспринимаются как экзаменационные — и тогда детей настраивают на высокие результаты, то 6—7 классы воспринимаются как период более спокойный. Наверно здесь есть ошибка восприятия, по большей части, у взрослых. Я считаю, на всех параллелях, настрой должен быть один — на хороший результат в обучении и воспитании.
— А какой должна быть мотивация в 6—7 классах?
— В этом возрасте нужна мотивация не на хорошую сдачу экзамена, а на заинтересованность. Сейчас федеральные образовательные стандарты подразумевают деятельностный подход, в том числе самостоятельно пополнять знания, заниматься внеурочной деятельностью. Я полагаю, что нам надо постепенно уходить от классно-урочной системы, так как для детей этого возраста очень тяжело учиться по этой системе — сидеть по расписанию 5—6 уроков.
Ну и, конечно, это тот возраст, когда дети увлекаются всевозможными гаджетами — это телефоны, планшеты, видеоигры, и реальный мир у них отходит на второй план. Тут надо работать педагогам, но, в первую очередь, родителям. Они должны закладывать семейные ценности, идеалы, приверженность к чему-либо. Когда ребенок в этом возрасте всем обеспечен и считает, что ему не надо учиться, то он уже и в 9 классе не захочет это делать.
— Может, тогда в этом возрасте нужно активнее мотивировать детей заниматься, допустим, в технических кружках?
— Я об этом и говорю — нужны другие формы обучения, мне кажется, классно-урочная система для этого возраста неоправданна. Дети в этот период очень работоспособны, их еще можно заинтересовать, а единообразие и для взрослых не всегда приемлемо. Согласитесь, нам тоже хочется перемен. Поэтому 6—7 классы — это тот возраст, когда их легко заинтересовать. Потом у них уже появится другая мотивация — на результат на выходе из школы и продолжение обучения в вузе. Там уже приходит осознание необходимости обучаться.
— А что тогда сдерживает развитие этого процесса? Нехватка материальных средств?
— Нет, не только. Это и недостаточность профессиональных кадров, чтобы можно было предложить разные формы обучения, это и переполненность школ, так как чаще всего 6—7 классы занимаются во вторую смену. И хорошо, что с 2016 года запускается федеральная программа реконструкции и строительства школ для, обеспечения перехода на односменное обучение. Думаю, что режим занятий тоже сильно влияет на успеваемость.
— Вы говорите, что больше внимания нужно уделять внеурочной деятельности — не приведет ли это к увеличению нагрузки на школьников?
— Нет, не приведет, потому что при развитии внеурочной деятельности может пересматриваться школьная компонента. Если мы будем вводить различные варианты элективных курсов, факультативов, то основную массу занятий можно будет проводить подобным образом. Уже сейчас в ряде школ есть возможность выбора программ, их корректировки — мы должны ребенка научить, а каким образом — это наша компетенция.
— Можете ли вы оценить эффективность спецклассов, которые сейчас активно вводятся в школах области? Насколько это повышает, например, процент поступления в вузы?
— Могу сказать как практик, потому что в нашем лицее тоже уже 4 года есть специализированные классы, что это замечательный проект и хорошо, что на него выделяются средства на региональном уровне. Если обучение в спецклассах проводится на должном уровне, а это и хорошая материально-техническая база, и квалифицированные кадры, то это как раз та деятельность, которая приучает детей к ответственности за свой выбор.
В спецклассах другая система обучения, другой уровень общения, и когда дети поступают в университет, например, по технической специальности, они уже готовы к обучению, к исследовательской деятельности.
В ответе за будущее
— Вы сказали, что необходимо активизировать внеурочную деятельность. На ваш взгляд, растет ли сейчас престиж профессии учитель и много ли выпускников педуниверситетов остаются в школе, в том числе и для того, чтобы организовывать внеурочную деятельность?
— Престиж профессии всегда был. Но, на самом деле, я не могу сказать даже о себе, что с детства мечтала стать учителем — так сложились обстоятельства: закончив Алтайский государственный университет, я пришла работать в школу. Но со временем ты понимаешь — твоя это профессия или нет. Я считаю, что если ты закончил педуниверситет, пришел работать в школу и понял, что это не твое, то нужно найти силы и уйти из профессии. Почему? Потому что слишком дорого мы потом за это платим. У нас не должно быть случайных людей.
Кроме того, нужно нам самим, педагогам, думать о том, какие кадры мы готовим — когда все дети в 11 классе говорят: «Да чтоб мы в педуниверситет пошли — ни за что!», значит, мы что-то делали не так. Неправильно позиционировали профессию. Нужно говорить о плюсах — о социальной защищенности учителя, о стабильной зарплате, об общении, о позитивных эмоциях наконец, о большом отпуске в летнее время!
— В Бердске вы курируете вопросы молодежной политики – как меняется общественная активность молодежи?
— В Общественной палате города Бердска я возглавляю комитет по образования, здравоохранению, культурному наследию и молодежной политике. Все, что касается молодежи — это замечательно. Когда мы говорим, что молодежи ничего не нужно, я не согласна, потому что если они пассивны, то опять виноваты мы. Мы, наверное, считали, что они чего-то не понимают. Нужно больше доверять молодым. Если они почувствуют, что с ними переходят на партнерские отношения, что они необходимы и востребованы, тогда и ответственность у молодежи вырастет. Согласитесь, когда негативно говорят о молодом поколении, то нужно помнить, что именно мы его воспитали.
Информация взята с infopro54.ru