Выступление Игоря Титаренко на круглом столе по вопросам транпсортного облуживания
Тема нашего круглого стола продиктована проблемами, возникающими при организации транспортного обслуживания населения в городе Новосибирске и Новосибирской области.
Поскольку я являюсь депутатом Совета депутатов города Новосибирска, то буду говорить о проблемах, возникающих непосредственно в городе, а мои коллеги меня дополнят.
Серьёзную проблему представляет задолженность мэрии города Новосибирска перед перевозчиками различных форм собственности по выплате субсидий на возмещение недополученных доходов по обслуживанию льготных категорий граждан (пенсионеров, студентов и школьников).
По состоянию на 01.11.2015 г. эта задолженность составила более 100 млн. рублей. В итоге - невозможность оплаты кредитов, систематические задержки заработной платы, невыполнение планов по перевозке пассажиров, опять же нелегальные перевозки как следствие.
Сложившаяся ситуация препятствует дальнейшему развитию транспортных предприятий, не обеспеченных достаточным финансированием, может парализовать эту деятельность и повлечь за собой сбои в перевозке пассажиров общественным транспортом.
К тому же, в феврале 2015 г. мэрией города Новосибирска была принята Концепция развития общественного пассажирского транспорта.
Ожидалось, что реализация Концепции поможет решить возникающие проблемы, однако на деле:
- «пробки» на дорогах как были, так и остались,
- положение перевозчиков, и без того тяжёлое, ухудшилось,
- качество пассажирских перевозок оставляет желать лучшего.
Согласно Концепции автобусы малой вместимости должны быть заменены низкопольными автобусами городского типа. В ноябре 2015 года провели конкурсы на право заключения договоров об организации пассажирских перевозок.
Что получилось на практике? Подвижной состав на маршрутах уменьшили, маршрутки убрали, а альтернативу пассажирам не предоставили. На чем должны ездить горожане? Где положительный эффект от «выполнения» принятой Концепции?
И это не единственный отрицательный результат действия Концепции, с которым приходится сталкиваться. Например, в мой адрес обратился перевозчик, который стал победителем конкурса, проведенного Управлением пассажирских перевозок. Выйдя на линию, победитель столкнулся с проблемой выполнения обязательств, предусмотренных конкурсом, так как предыдущий перевозчик по маршруту №12 продолжал осуществлять пассажирские перевозки без наличия договоров с уполномоченными органами власти и расписаний движения.
Парадокс, но все действующие в городе контрольные и надзорные органы: будь то департамент, силовые ведомства, Сибугдн и т.д. оказались в такой ситуации бессильны. Возникает вопрос: каким образом перевозчик-победитель конкурса должен выполнить свои обязательства по перевозке пассажиров? Вступать в борьбу с нелегальным перевозчиком? Да, вроде бы, ничего страшного, но если учесть данные по нарушениям лицензионных требований и нелегальным перевозкам в этом году то становится понятно, что это путь - в никуда! Путь в хаос и беспредел на дорогах!
По данным СИБУГДН в отчетном периоде 2015 года аннулированы лицензии у 24 субъектов. По результатам рейдовых мероприятий составлено 554 протокола в т.ч. 181 — за нарушения лицензионных требований, 13 — за грубые нарушения лицензионных требований, 18 — за нарушения при организации заказных перевозок, и 1 протокол — за работу без лицензии! Также по данным ЦУГАЭТ в период с 01.01.2015 по 10.12.2015 проведено 11 рейдов, в результате выявлено 10 нелегальных перевозчиков (16 единиц подвижного состава). Допуская на рынок предоставления услуг, орган власти должен осуществлять контроль за обеспечением надлежащих условий, необходимых для эффективной работы победителя, чтобы он не отвлекался на решение вопросов иного характера! К сожалению, все ни при чём, никто ни за что не отвечает!
В результате проведения в ноябре 2015 года конкурсов на право заключения договоров об организации пассажирских перевозок, более 100 перевозчиков, осуществлявших такие перевозки по договорам ранее, были лишены возможности осуществлять свою предпринимательскую деятельность только из-за того, что у городских властей изменилась Концепция развития общественного транспорта. Их транспорт был приобретен через банковские кредиты на срок не менее 5 лет под огромные проценты.
По условиям кредитования, если рассмотреть вариант что сумма займа составляет 1 млн. рублей сроком на 5 лет, то ежемесячная платеж составит порядка 26 000 рублей. В итоге, что получается, при покупке в среднем двух транспортных средств сумма ежемесячного платежа составляет около 52 000 рублей и еще и купленные транспортные средства находятся в залоге у банка.
Теперь они лишены возможности работать, расплачиваться с долгами и содержать свои семьи. Кто подумал об этих людях, разрабатывая и утверждая вышеуказанную Концепцию? Так как об этих людях никто не подумал, они должны сами позаботиться о себе и о своих семьях, поэтому готовы идти на что угодно, в том числе и на уход в «теневой» бизнес, лишь бы рассчитаться с долгами!
С одной стороны мы пытаемся найти решение по пресечению деятельности нелегальных перевозчиков, но с другой стороны следует учесть, что перевозчики вынуждены в силу сложившихся обстоятельств идти в нелегальный бизнес. И кто ответит на вопрос что делать с такими перевозчиками и самое главное, что делать им — перевозчикам???
Также немало вопросов возникает и по поводу проведения самих конкурсных процедур. С июля 2015 г. действует новый Федеральный закон № 220-ФЗ Об организации регулярных перевозок пассажиров. Полагаю, что проведённые Мэрией г. Новосибирска после принятия этого закона конкурсы данному закону не соответствуют. Необходимо привести конкурсные процедуры в соответствие с действующим законодательством.
Вот с такими результатами реализации вышеупомянутой Концепции мы приходим к концу года. Таков итог решений, принимаемых без серьёзного анализа сложившейся ситуации.
Предложения:
1. принять все необходимые меры по погашению образовавшейся задолженности;
2. возвратить в легальную сферу деятельности перевозчиков, удаленных с рынка пассажирских перевозок из-за вышеуказанной Концепции, то есть вернуть прежнее количество подвижного состава на маршруты, по которым были проведены конкурсы в ноябре 2015 г.;
3. организовывать внезапные проверки баз перевозчиков для того, чтобы контролирующие органы могли оценить реальную ситуацию.
Сегодня мы с вами, я думаю, услышим много мнений по данным вопросам, примем какую-то декларацию и хотелось бы, чтобы в ней были затронуты самые актуальные темы, но позволю себе заметить и повториться в какой-то степени, что всё, что мы делаем - должно благоприятно сказываться на одной из самых непростых отраслей – на транспорте!