Мифы о пенсионном возрасте. Статья Андрея Исаева
Недавно, выступая в Госдуме, министр финансов вновь предложил повысить пенсионный возраст для мужчин и женщин до 65 лет. В качестве аргументов выдвигается несколько тезисов, являющихся по существу мифами.
Во-первых, нам говорят, что без повышения пенсионного возраста невозможно сбалансировать бюджет. Но это абсолютно неправильный подход. Государство должно выстраивать свою политику совершенно по-другому. Не государственные цели в экономике и социальной сфере подгоняются под бюджет, а бюджет обслуживает реализацию этих целей. Поэтому сначала нужно определить приоритеты, и затем в соответствии с ними верстать главный финансовый документ страны, не наоборот.
Во-вторых, говорится о том, что нынешний пенсионный возраст лишает людей, находящихся «на пике карьеры», возможности работать. На самом деле у россиян, достигших пенсионного возраста, существует три варианта действий. Первый вариант – прекращение трудовой деятельности. Второй вариант, который выбрали 14 миллионов российских пенсионеров, - продолжение работы после выхода на пенсию. Наконец, третий вариант – добровольный отказ от выхода на пенсию по достижении пенсионного возраста. Согласно принятому нами в 2013 году закону, человек, отложивший получение пенсии на пять лет, увеличит ее потом в полтора раза, отложивший на десять лет – в два раза. Никаких ограничений по продолжительности трудовой деятельности не существует.
В-третьих, нам говорят, что скоро якобы некому будет кормить пенсионеров, так как число пожилых людей растет, а число граждан трудоспособного возраста сокращается. Но количество рабочих мест в экономике совершенно не зависит от пенсионного возраста. Имеющиеся рабочие места обязательно будут заполнены. В том случае, если появится дефицит трудовых ресурсов, на эти места придут мигранты. По нашим законам взносы в Пенсионный фонд за иностранных работников платятся так же, как и за граждан Российской Федерации, и обеспечивать пенсионеров будет такое количество работающих, которое позволяет российская экономика. Никакие демографические «ямы» и «взрывы» на это не влияют.
В-четвертых, при повышении пенсионного возраста министерство финансов рассчитывает сэкономить бюджетные деньги. В действительности существенной экономии не будет. То, что удастся сэкономить за счет трансфертов в Пенсионный фонд, придется отдать на выплату новых пособий по безработице, на создание искусственных рабочих мест, то есть на организацию общественных работ, повысятся расходы на службу занятости, увеличится количество домохозяйств с доходами ниже прожиточного минимума, а значит, им нужно будет выделять дополнительные жилищные субсидии, станет больше людей, которые в соответствии с законом будут получателями бесплатной социальной помощи от государства, возрастет число лиц, которые оформят пенсию по инвалидности и будут получать ее вместе с ЕДВ.
Еще одна проблема, которая появится в результате повышения пенсионного возраста, связана с тем, что сегодня большое число пенсионеров работают на низкооплачиваемых должностях: техничками в школах, лифтерами, гардеробщицами и так далее. Только вместе небольшая зарплата и небольшая пенсия дают им приличный доход. Если лишить их пенсии, начнется массовый уход людей с такого рода рабочих мест. И министерству финансов придется качественно поднимать заработную плату в бюджетной сфере. Как это предполагается сделать при нехватке денежных средств — непонятно.
Поэтому надеюсь, что в ближайшее время пенсионный возраст повышен не будет. Общество пока не готово к такому решению.