Александр Жуков: Россия является активным борцом с допингом в спорте
Число проверок российских спортсменов в 2017 году вырастет в четыре раза, однако этого недостаточно для обеспечения полноценного антидопингового контроля, заявил первый вице-спикер Госдумы РФ, президент Олимпийского комитета России Александр Жуковв ходе выступления в Международном олимпийском комитете в Лозанне, передает во вторник, 8 ноября, «Интерфакс».
«За 2016 год силами зарубежных допинг-структур у российских спортсменов было взято около 1,5 тысяч проб. Согласно полученному нами проекту ВАДА на 2017 год предполагается, что таких проб планируется примерно 6 тысяч. Но этого совершенно недостаточно. В частности, РУСАДА при полноценной своей работе в год отбирало до 20 тысяч проб. Сейчас, при существующей схеме под тестирование попадают только атлеты уровня национальных сборных», - сказал Жуков.
Он отметил, что участники молодежных, юношеских, юниорских лиг и соревнований остаются полностью вне зоны допинг-контроля, что является огромной проблемой.
«Раньше этим занималось РУСАДА. А сегодня мы не имеем возможности тестировать десятки тысяч спортсменов. Я прошу обратить на это особое внимание», - сказал Жуков.
Он отметил, что ВАДА необходимо решать эту проблему, т.к. уже сейчас говорится о том, что UKADA, которой делегированы все полномочия, вряд ли сможет справиться с объемом в 6000 проб.
«При этом Россия, несмотря на столь существенный пробел в тех объемах тестирования, которые готова взять на себя предлагаемая нам внешняя система управления национальным антидопинговым агентством, еще должна будет платить огромные деньги структурам ВАДА за планирование тестирования и проведение тестов», - заявил Жуков.
Он подчеркнул несправедливые критерии допуска российских легкоатлетов до летней Олимпиады в Рио-де-Жанейро. По словам Жукова, недопуск паралимпийцев вызвал возмущение в российском обществе.
Он подчеркнул, что «еще в начале нынешнего года были составлены требуемые списки спортсменов, все атлеты были неоднократно проверены под контролем британского антидопингового агентства, пробы забирались иностранными допинг-офицерами и направлялись в зарубежные лаборатории под полным контролем ВАДА».
«Вся эта ситуация, а особенно отстранение в полном составе нашей паралимпийской команды, вызвала в российском обществе большое возмущение. У людей есть очевидное недовольство теми необъективными решениями, которые принимаются в отношении нашего спорта», - добавил он.
Жуков также заявил, что ВАДА принимает решения, которые формируют конкурентные преимущества, хочет больше полномочий, но не несет ответственности за свои структуры.
«ВАДА претендует на расширение полномочий, но не несет ответственность за деятельность подведомственных ей структур: ее деятельность непрозрачна, принятие многих решений носит кулуарный характер и становится инструментом для манипуляций, в том числе политического характера, а также для создания и формирования конкурентных преимуществ», - сказал Жуков.
Он отметил, что Российское антидопинговое агентство и российская антидопинговая лаборатория, чья деятельность сейчас приостановлена, всегда находились под полным и постоянным контролем ВАДА, которое ежегодно в течение нескольких лет признавало их работу отличной и отвечающей всем требованиям.
При этом Россия является активным борцом с допингом в спорте.
«Борьба с допингом по принципу «нулевой терпимости» всегда была, остается и будет одним из ключевых направлений нашей государственной политики. Мы об этом неоднократно заявляли. Это принципиальная позиция. Никакой государственной программы поддержки допинга в спорте в России не существует и никогда не существовало», - отметил Жуков.
«И мы не просто декларируем здесь открытость и стремление к сотрудничеству с международными структурами. Россия выполняет все требования Международной конвенции ЮНЕСКО «О борьбе с допингом в спорте», и мы делаем вполне конкретные шаги. С 2009 года Россия является основным донором и председателем Фонда ЮНЕСКО по искоренению допинга, финансирующего программы борьбы с допингом по всему миру», - добавил он.
По его словам, Россия на уровне федеральных законов ужесточает наказание за применение, распространение и склонение к использованию допинга. Были приняты поправки в законодательство, введена уголовная ответственность для тренеров, врачей и специалистов за склонение к употреблению допинга.
Однако, по словам Жукова, России трудно бороться с допингом, не имея представителей в ВАДА.
«Ситуация для поиска конструктивных решений и взаимодействия с нашими зарубежными коллегами усложняется тем, что сегодня, к примеру, в руководящих структурах и органах ВАДА, в различных комиссиях ВАДА нет ни одного представителя России. Что лишает возможности давать и получать объективную, своевременную информацию по всему комплексу вопросов, связанных с борьбой с допингом, в том числе в рамках одной отдельно взятой страны», - заявил Жуков.
Жуков считает неэффективной внешнюю систему допинг-контроля, которая заменила Российское антидопинговое агентство (РУСАДА), лишенное аккредитации ВАДА.
Также, по мнению Жукова, критерии включения медицинских препаратов в списки запрещенных ВАДА должны быть пересмотрены.
Он привел в пример мельдоний, препарат, включенный в список ВАДА без необходимых исследований.
Жуков заявил, что некоторые страны при организации допинг-контроля не допускают на свою территорию иностранных специалистов, при этом от России требуется полная открытость.
«От некоторых стран, например, от России, требуют полного открытия территории для тотального допингового мониторинга в любой точке. Другие государства просто запрещают проведение у себя допинг-контроля для иностранных акторов. Такая практика двойных стандартов только подрывает доверие к системе в целом», - отметил он.