Карта сайта

Выборы

                                                         Новое в законодательстве о выборах

С  1 июня 2017 года вступил в силу  Федеральный закон № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на совершенствование избирательного процесса в Российской Федерации.

Внесенными изменениями, в частности:

- исключен пятилетний срок образования избирательных участков, участков референдума;

- установлено, что перечень избирательных участков, участков референдума и их границы могут быть уточнены в порядке, предусмотренном для их образования, в следующих случаях:

изменение границ, преобразование, упразднение муниципальных образований;

уменьшение (до 50 и менее) числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума;

в целях уменьшения максимальной численности избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума до полутора тысяч;

в целях увеличения максимальной численности избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума до трех тысяч;

в целях обеспечения наибольшего удобства избирателей, участников референдума с учетом ввода в эксплуатацию новых многоквартирных жилых домов и жилых домов или необходимости замены помещений для голосования.

 Решение об уточнении перечня избирательных участков, участков референдума и (или) их границ должно быть принято вне периода избирательной кампании, кампании референдума, а в исключительных случаях - не позднее чем за 70 дней до дня голосования.

Введено новое правило, согласно которому при проведении выборов Президента РФ, в органы государственной власти субъекта РФ, референдума субъекта РФ избиратель, участник референдума, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в избирательную комиссию, комиссию референдума заявление о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией России. Срок подачи заявления устанавливается ЦИК России в пределах срока, который начинается не ранее чем за 45 дней до дня голосования и заканчивается в 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Заявление может быть подано избирателем, участником референдума только лично по предъявлении паспорта (в период замены паспорта - временного удостоверения личности). Заявление может быть подано с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если это предусмотрено порядком.

Порядком предусматриваются способы защиты заявления от подделок, в частности, использование специального знака (марки), при этом должен быть установлен их учет, в том числе при их передаче комиссиями. Избиратель, участник референдума, подавший заявление, исключается из списка избирателей по месту своего жительства. Избиратель, участник референдума, подавший заявление, может быть включен в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения только на одном избирательном участке, участке референдума.

 Необходимо отметить, что действие вышеуказанного правила не распространяется на правоотношения, связанные с проведением дополнительных выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации созывов, действующих на день вступления в силу настоящего Федерального закона (1 июня 2017 года).

Законом усилена административная ответственность за нарушение избирательного законодательства. Так, незаконная выдача избирательного бюллетеня теперь влечет за собой наложение административного штрафа в размере 30 000 руб., вместо действовавшего ранее штрафа в размере от 2000 руб. до 3500 руб. Незаконное получение  избирательного бюллетеня для голосования вместо другого избирателя или для участия в голосовании более одного раза в ходе одного и того же голосования, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, будет также наказываться штрафом в размере 30 000 руб. (ранее – за такое нарушение полагался штраф в размере от 1500 до 3000 руб.).  

 Законодатель несколько смягчил требования к порядку заполнения  подписных листов, установив, что адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства.

    

Выборы Президента РФ и политические партии

Одним из самых ярких предстоящих событий внутриполитической жизни страны, несомненно, будет являться избирательная кампания по выборам Президента Российской Федерации.

Срок полномочий действующего Президента Российской Федерации, установленный статьей 81 Конституции Российской Федерации (шесть лет), истекает в 2018 году.      

В соответствии с Конституцией выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах. Поскольку предыдущие выборы состоялись 4 марта 2012 года, следующие выборы должны проходить 11 марта 2018 года.

Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации.

Порядок участия политических партий в выборах Президента Российской Федерации, в том числе выдвижения кандидатов, установлен Федеральным законом от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Согласно данному закону федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политических партий, составляет список политических партий, имеющих право принимать участие в выборах Президента Российской Федерации, в том числе выдвигать кандидатов, и не позднее чем через три дня со дня официального опубликования решения о назначении выборов публикует указанный список в общероссийских государственных периодических печатных изданиях, размещает его на своем официальном сайте в сети «Интернет», а также в этот же срок направляет указанный список в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Политическая партия, выдвинувшая кандидата, обязана представить в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сведения о своем наименовании. Изменение наименования политической партии после представления сведений о ней в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не допускается.

В ходе избирательной кампании интересы политической партии, выдвинувшей кандидата, представляют уполномоченные лица (представители), назначаемые решением съезда политической партии либо решением органа, уполномоченного на то съездом политической партии.

Список назначенных уполномоченных представителей политической партии представляется в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в печатном и машиночитаемом виде по установленной форме. В списке уполномоченных представителей политической партии указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), номер телефона каждого уполномоченного представителя политической партии. К данному списку прилагается также письменное согласие каждого из перечисленных лиц осуществлять указанную деятельность.

Уполномоченные представители политической партии подлежат регистрации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Они не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Срок полномочий уполномоченных представителей политической партии начинается со дня их назначения и истекает в момент утраты статуса кандидатом, выдвинутым данной политической партией, но не позднее дня официального опубликования общих результатов выборов Президента Российской Федерации.

Политическая партия по решению уполномоченного на то органа соответствующей политической партии вправе в любое время прекратить полномочия уполномоченного представителя политической партии, письменно известив его об этом и направив копию соответствующего решения в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Федеральный закон гарантирует равные условия для всех политических партий, участвующих в выборах Президента Российской Федерации.